• En
    Проекты

    Цифровые аватары: как живых и мертвых звезд заменяют голограммы

    Цифровые аватары — это, по правде говоря, старая история: в Азии диджитал-воплощения вымышленных музыкантов уже лет десять собирают стадионы, а в Европе — украшают концерты живых музыкантов и вот-вот начнут ездить в туры за мертвых. Как артисты (и их концертные менеджеры) пытаются приручить технологии, рассказываем в этом материале. 

    Последний сезон «Черного зеркала» получился противоречивым, но одно бесспорно: сериал больше не прогнозирует будущее, а иллюстрирует уже существующую реальность. Так, в одном из эпизодов альманаха показана история своенравной певицы Эшли О (Майли Сайрус), которую от греха подальше решили заменить голографической копией Ashley Eternal. Эта условная Эшли Вечная — кажется, главная мечта продюсеров и фанатов. Звезда, которая никогда не повзрослеет, не постареет и не умрет — кто от такого откажется?

    Ashley Eternal — мечта, ставшая реальностью

    Netfliх

    Излишне говорить, что Эшли Вечная, по сути, уже с нами. Так, в 2012 году голограмма Тупака Шакура прошла по сцене через пятнадцать лет после смерти рэпера. В прошлом году в формате цифрового аватара едва не выступила Уитни Хьюстон, а в этом — Эми Уайнхаус. Обе истории оказались в центре скандала. 

    В феврале этого года BASE Hologram, компания, которая занималась организацией голографического тура Эми Уайнхаус, объявила у себя в Twitter, что откладывает его на неопределенный срок. Объяснения компании довольно туманны, и, скорее всего, связаны с техническими сложностями проекта. Современные технологии хоть и развиваются с немыслимой скоростью, но все еще не готовы заменить человека, тем более кого-то вроде Эми. 

    Интересно, что поклонники звезды восприняли новость по-разному. Пока одни признаются, что никогда не слышали Уайнхаус живьем и сожалеют об отмене тура, всерьез считая, что голограмма это почти то же самое, другие удивляются: «Вы что готовы платить деньги, чтобы смотреть на голограмму?».

    Идея тура Эми планировалась в партнерстве с Amy Winehouse Foundation, причем семья певицы с восторгом поддержала идею. Отец Уайнхаус даже назвал голографический тур «мечтой». Компания планировала поставить хореографию с помощью 3D-маски CGI, совмещенной с видеозаписями реальных выступлений певицы. 

    Годом ранее провалилось голографическое турне Уитни Хьюстон, анонсированное еще в 2015 году. Голограмма певицы должна была дебютировать в 2016 году на шоу NBC «Голос», но создатели проекта, Hologram USA, в последний момент заявили, что технология не готова для прайм-тайма. Дело чуть не кончилось судом, и в итоге представители певицы заключили договор с другой компанией. Сегодня голограмма Хьюстон все еще находится на стадии доработки, но уже известно, что виртуальная певица будет выступать вместе со своей настоящей группой и бэк-вокалистами.

    Все ипостаси Madame X

    Madonna & Maluma — Medellín (2019 Billboard Music Awards), Madonna/ YouTube

    Madame X живее всех живых. В клипах в поддержку нового альбома Мадонна предстает то в образе Жанны д’Арк, то посетительницы ночного клуба во время массовой стрельбы (отсылка к инциденту в гей-клубе «Pulse» в Орландо, когда 29-летний Омар Матин застрелил 49 человек). 

    В мае на церемонии вручения музыкальной премии Billboard Music Awards она выступила в пяти образах одновременно — вместе с живой исполнительницей и труппой танцовщиков на сцене появились четыре аватара (не голограммы, потому что их нельзя было увидеть живьем) Мадонны. И хотя зрители в зале видели цифровых Мадонн только на сопутствующих экранах, телезрители были в восторге от шоу. По словам работавшего над постановкой шоу Лоуренса Джонсона, учредителя AR-компании Sequin, это был первый случай трансляции AR с использованием объемного захвата. Графика движений, генерация персонажей (а они появляются то из бабочек, то из дыма), освещение, тени, время и место возникновения — органично вплести это в реальное выступление живых людей было настоящим подвигом. Мадонна не только исполняла песню живьем, но и буквально танцевала со своими копиями — это был впечатляющий и тщательно отрепетированный хореографический спектакль.

    Путь художника

    Марина Абрамович — Мадонна от мира перформативного искусства. Вместе с лондонской галереей Serpentine она устроила первый перформанс в смешанной реальности. Серия 19-минутных спектаклей The Life шла пять дней, и все это время зрители, надев специальную гарнитуру, наблюдали за тем, как художница возникает в центре зала, а потом вдруг распадается на синие точки. Спектакль был записан с использованием 36 камер, которые снимали Абрамович под разными углами. Шоу было реализовано в сотрудничестве с продакшн-студией Tin Drum и сочетало в себе дополненную и виртуальную реальности. Зрители наблюдали за виртуальной копией художницы в физическом пространстве без промежуточного экрана вроде смартфона. По данным Serpentine Gallery, это спектакль — первый случай, когда смешанную реальность использовали в художественном произведении.

    Представить перформанс без художника невозможно точно так же, как концерт без исполнителя, но с цифровым аватаром можно воспроизводить одно и то же шоу даже одновременно в разных точках мира. «Я могу быть в любой точке планеты, — не скрывает своего восхищения Абрамович. — Надеюсь, что другие художники тоже последуют за мной и станут развивать идею смешанной реальности как формы искусства». Хочется добавить: да-да, художники, которые в состоянии выложить за такой проект круглую сумму. Неизвестно, сколько стоил перформанс Абрамович, но по информации Daily Mail, Мадонне, шоу обошлось в 5 миллионов долларов.

    В финале хочу вспомнить одну историю. У меня есть одна подруга, большая фанатка Дэвида Боуи, не признающая ни одного музыканта, кроме него. Так вот она так никогда не побывала на его концерте, потому что «будет еще время, ну как Боуи может умереть, это же Боуи». Но Боуи умер, потому что все физические тела в конце концов умирают. Другое дело — цифровые копии. А теперь угадайте, кто первым пойдет за билетом, если вдруг объявят голографический тур музыканта? Странно не признавать «реальность» голограмм, когда каждый из нас — по сути, цифровая копия, улучшенная личность, транслируемая посредством Instagram.

    Обложка: скриншот видео Madonna & Maluma — Medellín (2019 Billboard Music Awards), Madonna/ YouTube

    Ирина Костарева

    0 комментариев
    Отменить
    Еще статьи на эту тему

    Мы и наши партнеры используем файлы cookie на нашем сайте для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.