Как показана экранная жизнь в главных сериалах прошлого года
Учиться нужно у лучших. Для этого Screenlifer отобрал лучшие (по нашей версии) сериалы 2019–2020 годов, речь в которых идет о современной действительности или о недалеком будущем. На примере этих сериалов мы решили выяснить, как создатели переплетают традиционное кинематографическое повествование с элементами жизни на экране. Осторожно, заметка может содержать спойлеры!
Половое воспитание / Sex Education, (2019–…)
Одним из самых ярких сериальных событий только что наступившего 2020 года стал выход второго сезона британского сериала «Половое воспитание» на платформе Netflix. Так как речь в сериале идет про современную молодежь, рассказать историю этих персонажей, не показывая экранную часть их жизни, довольно сложно. Однако создатели свели этот элемент к минимуму, хотя настоящему скринлайферу есть на что обратить внимание.
Один из тех элементов экранной культуры, без которых создатели сериала не смогли обойтись — текстовые сообщения, с помощью которых общаются персонажи. Однако далеко не все сообщения, которые получают и отправляют герои, появляются рядом с ними в прямоугольнике с текстом. Зритель видит на экране только действительно важные для развития сюжета послания. Более того, этот прием в основном используется для развития любовных линий сериала.
Но есть тут и более стандартный подход к screenlife. Иногда мы просто видим экран мобильного телефона героя. Тогда он становится органической частью рассказа. Причем этот прием создатели тоже используют только при сюжетной необходимости. Например, при помощи одного этого плана с телефоном зритель получает информацию о степени близости героев и, конечно же, фото служит подсказкой для тех, кто как и автор заметки, постоянно забывает имена персонажей.
Эйфория / Euphoria, (2019–…)
Еще один сериал про подростков, который многие критики назвали лучшим из вышедших в 2019 году, на этот раз от HBO. Так как речь идет о поколении digital natives и об их проблемах как в офлайне, так и в онлайне, тут уж точно было не обойтись без демонстрации жизни на экране и ее тут явно больше, чем в «Половом воспитании».
Хотя, как и в предыдущем сериале, в основном он используется для того, чтобы показать переписки героев, тут это прием не ограничиваются выборочными, особо важными для истории сообщениями. По задумке создателей, если зритель видит героя с телефоном в руках, он (зритель) должен быть в курсе того, что происходит на экране гаджета. Поэтому, если герой переписывается, то на экране текстом появляются все сообщения из чата. Исходящие — желтым, входящие — белым.
Однако если герой использует телефон или компьютер не для переписки, то зритель видит непосредственно экран гаджета, органично встроенный в окружающую персонажа действительность.
Дрянь / Fleabag (2016–2019)
Еще одним событием 2019 года в мире сериалов стал долгожданный выход второго сезона британского сериала «Дрянь», прославившего свою создательницу Фиби Уоллер-Бридж. Сериал был удостоен «Эмми» в номинации «Лучший комедийный сериал» и «Золотого глобуса» за «Лучший телевизионный сериал в жанре комедия или мюзикл».
Скажем сразу, скринлайфа в этом сериале немного — зато какого. Так, например, буквально за несколько секунд экранного времени, пока героиня ищет интересующую ее информацию в гугле, зритель получает больше информации, чем за несколько минут диалога. К тому же это невероятно смешно, потому что в поисковых запросах и их последовательности зритель узнает себя. А если еще и успеть обратить внимание на варианты запросов, которые предлагает Google, сцена становится еще более остроумной.
Годы / Years and Years, (2019)
«Годы» (в оригинале сериал называется Years and years, что более точно отражает описываемые события) — еще один британский сериал, на этот раз антиутопия о недалеком будущем, которую многие критики сравнивают с «Черным зеркалом». Однако, в отличие от нашумевшей антологии, в этом сериале технологии не играют столь решающей роли, они лишь сопровождают героев.
Почти весь скринлайф и вся цифровая жизнь в этом сериале связаны с одним персонажем — Бетани, роль которой исполнила молодая актриса Лидия Уэст. В самой первой серии, будучи еще подростком, Бетани заявляет родителям, что она «трансчеловек» и ее мечта — загрузить свое сознание в облако. Поэтому чаще всего именно глазами этого персонажа мы наблюдаем за цифровой жизнью всей семьи.
В этой сцене, например, Бетани одновременно видит и экран компьютера отца, и его лицо через веб-камеру, что позволяет зрителю получить исчерпывающую информацию о ситуации, за которой наблюдает героиня. Интересно, что создатели решили совместить эти два изображения путем наложения, что позволяет за минимум экранного времени дать максимум информации о чувствах и действиях героев.
Убивая Еву / Killing Eve (2018–…)
«Убивая Еву» в 2019 году номинировался на «Эмми» как «Лучший драматический сериал», но награда ожидаемо ушла создателям «Игры престолов». Тем не менее Джоди Комер в роли Оксаны Астанковой организаторы премии все-таки признали лучшей актрисой драматического сериала. Кстати, к созданию «Убивая Еву» приложила руку уже знакомая нам по сериалу «Дрянь» Фиби Уоллер-Бридж.
В этом сериале скринлайф прежде всего сопровождает ход расследования, которое ведут главные герои. Тут, как и в случае с сериалом «Годы», есть ответственный за цифровую культуру персонаж — молодой компьютерный гений Кенни Стоутон в исполнении актера Шона Делани. Именно он выводит на экран различные базы данных, видео с камер наблюдения, полицейские отчеты и прочее. Даже смешные эпизоды, связанные с этим персонажем, происходят на экране его компьютера.