• En
    Проекты

    Машинима: как снять кино внутри игры

    Технологические средства становятся доступнее: от безопасных автомобилей до ручных видеокамер. Но даже камера не нужна, чтобы делать свое кино — достаточно компьютера и видеоигры. Screenlifer рассказывает, как с помощью такого незатейливого арсенала творить шедевры.

    В эпизоде «Занимайтесь любовью, а не Варкрафтом» (англ. Make Love, Not Warcraft) герои мультсериала South Park играют в World of Warcraft и вдруг встречаются с персонажем, который убивает всех вокруг — в том числе главных героев. Тогда парни понимают, что не готовы к сражению, и начинают «прокачиваться», убивая виртуальных кабанов и получая за каждого всего одно очко опыта. В конце концов их замечают создатели WoW — компания Blizzard — и для борьбы со злодеем выдают особый меч. Классическая для South Park анимация перемешана с кадрами из самой игры.

    Те, кто видел эту серию, смотрели машиниму.

    Дальше — больше. Если вы играли в видеоигры, то вы тоже с вероятностью в 99% ее смотрели. Видеовставки по ходу игры, так называемые кат-сцены — это и есть машинима.

    Машинима (ударение на второй слог) — сюжетный ролик, созданный на основе компьютерной игры с использованием скриптов или просто видеозаписи игрового процесса. Создан из сочетания слов machine и cinema.

    Как все начиналось

    Жанр зародился в 1996 году, хотя еще за семь лет до этого в гоночном симуляторе Indianapolis 500: The Simulation появилась функция записи видео. После этого ее внедрили в свою игру создатели шутера Doom. Но это еще не была та машинима, которую можно увидеть сейчас — с использованием скриптов, написанных специально под нее, со сценарием. Это были прохождения уровней, записанных на видео, чтобы показать друзьям, как знатно можно расстрелять из пушки адских тварей. 

    Позже в игре MechWarrior 2, в которой также была запись геймплея, появилось управление камерой, что дало гораздо больше свободы создателям игровых видео. Ну и в 1996 году наконец появился Quake, породивший целое направление — Quake Movies. 

    Этот шутер дал возможность самовыражаться с помощью редактора записанного видео. Поначалу все сводилось к воспроизведению сцен из сюжетной кампании и скоростных прохождений. Хотя нужно отметить, что насчет спидранов идут споры — скорее, их все же нельзя назвать машинимой из-за отсутствия творческой обработки — это просто геймплейные видео, пусть и удивительные из-за скорости прохождения.

    Примеры

    Вскоре один из игровых кланов взялся за то, чтобы наделить свое очередное Quake Movie сюжетом. Так получился Diary of a Camper.

    donkee / YouTube

    Позже участники еще одного клана игры Quake — Clan Undead — создали ролик Operation Bayshield, в котором использовали созданные ими самими текстуры и спецэффекты. Это был эволюционный скачок в развитии машинимы. Возможно, он способствовал тому, что на этой механике и даже ради нее была создана полноценная игра — The Movies.

    Эта игра дает игрокам возможность почувствовать себя в роли голливудского режиссера. Задача игры — снимать кино и управлять студией. Причем снимать кино нужно не просто кликая на одну кнопку, запускающую процесс записи. Вы можете построить каждую деталь сцены, монтировать фильм, подбирать актеров, накладывать грим и создавать спецэффекты. Эта оригинальная задумка была воплощена в 2005 году и до сих пор не получила аналогов, хотя скромные попытки были.

    С помощью инструментов, встроенных в The Movies, было создано немало машиним, некоторые не просто интересны, но по своему уникальны — речь о ролике «Французская демократия». Это политическое высказывание о беспорядках во Франции.

    akaa / YouTube

    Наступает 2007 год, и кроме ванильных цитат в интернете появляется первая полнометражная машинима, созданная по тому же WoW. Хронометраж целых 88 минут. Оригинальных отзывов того времени найти не удалось, однако в тематических статьях пишут, что это был настоящий блокбастер. 

    World of Warcraft Movies / YouTube

    В этом же 2007 году из печати выходит целый учебник по тому, как создавать машиниму. А год спустя состоялся релиз GTA 4, в которой была возможность записывать геймплейные видео. Сеттинг игры предоставлял возможность делать в том числе зрелищные боевики. В GTA 5 технология также присутствовала, но в усовершенствованном виде: большое количество скинов, костюмов и локаций способствовали возникновению таких вещей, как этот фильм-нуар.

    TwistedWisdom / YouTube

    Ну и конечно нельзя не сказать про серию игр The Sims, в которых также есть удобный инструментарий для создания видео. Помимо непосредственно записи игры можно свободно управлять камерой, что дает дополнительные возможности авторам видео. 

    Как зарабатывать на машиниме

    Заработать на таких видео скорее всего не удастся из-за авторских прав на игры. Хотя несколько исключений все же есть. 

    Можно привести в пример сериал по игре Halo, Red vs Blue, который существует с 2002 года и насчитывает целых 17 сезонов плюс пять мини-сезонов о противостоянии двух фракций. Машинима-сериал очень популярен в узких кругах: несколько сезонов купил Netflix, сериал продается на DVD и активно монетизируется на ютуб-канале. Несмотря на то, что правами на Halo владеет технологический гигант Microsoft, юридические последствия до сих пор не настигли создателей сериала. Возможно, это оправдано тем, что популярные машинима-ролики работают в том числе как реклама игр.

    Rooster Teeth Animation / YouTube

    А некоторые компании идут дальше и сами платят авторам машинимы — Epic Games, выпустившая Unreal Tournament 2003, ежегодно устраивает конкурс с главным призом в 50 тысяч долларов.

    Кроме Epic Games популяризацией формата занимается Академия машинимы, созданная в 2002 году, которая вместе с компанией NVIDIA проводит фестиваль машинимы. Первым победителем стал фильм Anachronox: The Movie.

    TheArcaneWiz / YouTube

    Машинима — это не сугубо гиковское занятие. Этот формат можно использовать в любых целях. Так, машинима была задействована в передачах BBC и HBO. В первом случае британская медиа-корпорация выпустила серию документальных передач Time Commanders, видеоряд для которой создавался на движке Rome: Total War. Во втором HBO рассказала в своей документалке Molotov Alva and His Search for the Creator про человека, который променял жизнь на видеоигру; здесь использовалась машинима из игры Second Life.

    Как снимают машиниму

    Сразу отметим — с машинимой можно неслабо намучаться. Ведь для фильмов вам нужны будут «актеры», а где их набрать, если, вероятнее всего, вы будете работать на чистом энтузиазме? Явно не там, где «актеры» будут ожидать зарплату. 

    Актерами выступают обычные игроки. То есть, если вы решите снять батальную сцену по WoW, то вам понадобятся десятки действующих лиц со своими игровыми персонажами. Наберется ли среди ваших друзей такое количество энтузиастов-игроков в Warcraft, да еще и с нужным обмундированием? Если нет, то вам нужно будет задействовать незнакомых или малознакомых людей, которые могут принять участие в проекте не только ради идеи, но и, например, от скуки или чтобы вас потроллить. Один из российских сценаристов машинимы рассказывает, что случаи, когда в чат во время «съемок» пишут что-то вроде «ололо» — это совсем не редкость.

    Взрыв С4, который отправляет половину статистов на точку возрождения, — обычное явление.

    SkyVixen из команды Action в игре Battlefield

    Если говорить о машиниме таких игр как Battlefield — то тут мороки еще больше, чем в WoW. Виной тому — разрушаемость объектов в игре. Здание можно уничтожить, дорогу подорвать и так далее. Каждое неаккуратное действие игроков приводит к тому, что локальный сервер игры необходимо перезапустить, а это затраты по времени, из-за которых особо нетерпеливые участники могут покинуть проект. А для масштабных съемок, возможно, придется потратиться на личный сервер.

    Еще нужно быть готовым потратить на создание машинимы немало времени, особенно если занимаетесь ей в одиночку. Автор машинимы по The Sims 3 делал один из своих роликов на протяжении года. Он выступил и сценаристом, и звукооператором, и режиссером-оператором, и монтажером, и даже специалистом по спецэффектам. Хотя конкретно этот случай несколько выбивается из общих машиним, ведь автор не использовал анимацию и локации из игры, а все создал самостоятельно в графических и 3D-редакторах, и лишь потом с помощью специальной программы загрузил в The Sims.

    Если соберетесь последовать этому примеру — изучите, какие редакторы «дружат» с вашей игрой. Например, с The Sims 3 дружит только Blender. 

    Кроме этого нужен сценарий. Если вы хотите работающую драматургию для вашей машинимы, то стоит прочесть несколько руководств по написанию сценариев — это нужно как для драм, так и для комедий и боевиков. 

    Дальше дело за малым: снять сцены. Обычно это делается так: включается режим полета внутри игры (во всех играх это делается по-разному), с помощью рекордера включается запись. Многие советуют пользоваться программой Fraps, которая просчитывает кадры в секунду в играх и умеет записывать экран.

    После этого наступает чистое техническое творчество. Нужно смонтировать? Есть немало видеоредакторов: от простых вроде Movie Maker и iMovie до Movavi и Sony Vegas.  Вам нужны спецэффекты? Adobe After Effects к вашим услугам. Заложите время на их изучение — хотя это и проще, чем организовать голливудские съемки на много миллионов долларов, все же требует усилий.

    Вывод

    Если двести лет назад достать инструменты для занятий живописью было непросто, а сто лет назад кинокамеры были доступны совсем немногим, то наше время просто идеально для разного творчества — достаточно установить игру и кликнуть на Record. И ждать, пока вас признают новым Лукасом. 

    Чем вам не новый эпизод «Звездных войн»?

    Starıka / YouTube

    Александр Косован

    2 комментария
    Отменить
    Еще статьи на эту тему

    Мы и наши партнеры используем файлы cookie на нашем сайте для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.