Студенты Школы дизайна ВШЭ делятся опытом работы с форматом screenlife
В конце марта студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ представили свои работы, которые они создали в рамках курса скринлайфа, начавшегося в январе этого года. Куратором курса выступил медиа-художник, дизайнер и иллюстратор Олег Пащенко — интервью с ним можно прочитать здесь.
В качестве курсовой работы студенты сняли по короткометражному скринлайф-фильму. Screenlifer публикует короткометражки с комментариями создателей.
Расщепление (Денис Забузов, Антонина Ветлугаева)
Саша живет с мамой, папой и старшей сестрой, которая давно хочет переехать. Весной 2020 года карантин пробуждает скрытые конфликты, которые все члены семьи привыкли замалчивать. А еще у Саши прогрессирующая шизофрения. Но до этого почти никому нет дела.
Денис Забузов: Основной сложностью в работе над проектом была необходимость переключаться между мобильным и экраном компьютера для смены плана, и порой не хватало большего количества эффектов.
Орфей (Динара Валиуллина, Екатерина Уварова)
Скринлайф-экранизация фильма Жана Кокто «Орфей» 1950 года. Орфей — популярный музыкант и вокалист группы. Он эмоциональный юноша, часто проводящий время в тусовках. Его возлюбленная, Эвридика, красивая и нежная девушка, уехала учиться в Берлин на два года. Внезапно события набирают неожиданные обороты.
Екатерина Уварова: Я познакомилась с форматом скринлайф три года назад, когда искала новые хорроры 2018 года и в итоге посмотрела «Убрать из друзей: Даркнет». Благодаря Олегу в рамках нашего курса посмотрела также «Поиск» и «Профиль», и последний удивил и вдохновил больше всего. Тяжелее всего было сделать фильм убедительным и правдоподобным — пришлось потрудиться над созданием «мирка» героя: над его рабочим столом, профилями, чатами и прочим. Монтаж тоже стал непростой задачей для нас — тех, кто ранее с ним не сталкивался. Намного проще было собрать актерский состав и всех отснять — на это ушел всего один день. Я считаю этот формат очень перспективным, особенно в условиях пандемии. Мне показалось, что основная задача состояла в монтаже, а не во вложении огромного бюджета. Screenlife-формат очень доступен для всех, кто хочет воплощать свои идеи. Лично я хотела бы дальше применять его в коммерческих работах (рекламе) или в создании собственных художественных проектов.
Enter the Net (Мэри Келехсаева, Полина Афанасьева, Полина Тизик)
Главная героиня фильма Рей живет обычной жизнью тихой и скромной студентки, пока на ее компьютер не начинают приходить странные сообщения от ее погибшей при загадочных обстоятельствах одногруппницы.
Полина Афанасьева: Самым сложным в работе над фильмом оказалось передать чувства героев, а с чисто технической точки зрения возникла сложность в реализации переходов от реальности к другому миру.
Сути нет (Даяна Ибатуллина, Екатерина Кожара, Мария Слабуха)
Скринлайф-фильм о человеке, жизнь которого поглощена миром цифровых технологий и ненавистной работой. Интерфейс телефона выступает антагонистом, который общается с героем в попытках достучаться до него.
Пароль (Александра Гаскевич, Анна Воронина, Елизавета Андреянова)
Вера — девушка, страдающая от диссоциативной амнезии, — живет в небольшой квартире со своим молодым человеком. Кажется, что в их отношениях царит настоящая идиллия, но Вера начинает замечать странные вещи. Способен ли любимый человек на обман?
Александра Гаскевич: В скринлайфе намного легче выбирать планы — в традиционном кино сложнее понять, какой план стоить показать в тот или иной момент. Но в то же время с помощью этих планов нужно было расставить акценты, не потеряв плавности и не вызывая у зрителя дискомфорт. Некоторые сложности еще возникли при подборе музыки и выборе ее расположения в фильме. Формат screenlife, на мой взгляд, отлично подходит для создания презентаций проектов, видеоуроков или блогов. В будущем хотелось бы снять еще один скринлайф-фильм, на этот раз учитывая все ошибки.
Елизавета Андреянова: Основные сложности были в создании сюжета и написании сценария, поскольку скринлайф отличается от традиционных фильмов. А вот сама реализация, запись сцен на компьютере — это было самое легкое.
Дедлайн (Валерия Пенина, Елена Ламина)
Иногда дедлайны сдвигаются, а беседы оживают совершенно не вовремя. Вечный информационный шум, невыключенные уведомления в беседе и неумение абстрагироваться от них пагубно влияют на нервную систему и на сдачу эссе.
Паноптикум (Анна Пистер, Валерия Астафурова, Роман Кужель)
Короткометражный скринлайф-фильм «Паноптикум» о том, как за нами следят и к чему это может привести. Бич современного общества — приватность человека и его данных в интернет-обществе и безопасность в сети в целом.
Сменить пользователя (Екатерина Гушан, Регина Чеховская)
Максим — обычный студент из Москвы, на долю которого выпадает сразу несколько тяжелых испытаний: сначала смерть матери, потом убийство отца. Он расследует это дело и со временем понимает, что убийца находится не так уж далеко.
УДАЧИ, 3301 (Алина Низамитинова, Милена Шевченко)
«Удачи, 3301» — это фильм об интровертной, малообщительной девушке, которая стала играть по сети в игру под названием «Цикада». Она знакомится с Есенией, которая тоже играет в «Цикаду». Еся — экстравертная, общительная и веселая, она будто бы «влюблена в жизнь».
Но главной героине уже грозит опасность, «Цикада» следит за ней.
Милена Шевченко: Первая сложность которая возникла при работе над проектом — это необходимость работать в команде. Я перешла в группу Олега буквально перед началом модуля и совершенно никого не знала. Мне очень повезло с напарницей, но нам приходилось в процессе создания фильма еще и узнавать друг друга. Не было понимания, что в итоге у нас получится. Мы могли полночи общаться в телеграм-звонках — наверное, так и пришли к мысли создания фильма о знакомствах в сети, которую потом развили по мотивам психологических триллеров-детективов.
Алина Низамитинова: Легче всего было организовать коммуникацию с напарницей, с которой мы работали над фильмом. Мы ни разу не видели друг друга, все это время находились в разных городах и создали фильм от начала до конца, переписываясь и созваниваясь в телеграме. Сложно, но в то же время интересно было трансформировать обычные киноприемы в приемы скринлайфа.
При создании своих проектов студенты Школы дизайна, помимо прочего, использовали материалы из образовательного раздела Screenlifer. Если вы тоже хотите снять свой первый скринлайф-фильм, рекомендует заглянуть в раздел «Школа».