En
Инструменты

Зачем переозвучивать голос в студии

Съемка кино на мобильные телефоны — уже давно не новость. Есть много фестивалей фильмов, снятых на смартфоны, не говоря уже о производстве медиаконтента для интернета. При этом работа со звуком часто остается традиционной — он записывается или переозвучивается в студии. Screenlifer разобрался, почему работа со звуком еще долго не уйдет из студийных помещений.

Фото: Ardmore Sound

Современное оборудование записывает очень качественный звук, однако многие специалисты все равно настаивают на перезаписи голоса в студии. Для того, чтобы понять, зачем это делать, сперва стоит разобраться в видах голоса за кадром.

Закадровый голос

Или «закадр» — это голос актера, который рассказывает какую-то историю, не находясь при этом в кадре. Даже если персонаж и существует в произведении, обычно это не главный герой, и он предстает перед зрителями в роли повествователя. Этот прием часто применяется в кинематографе, а также в коммерческих рекламных роликах и медиаконтенте.

Дубляж

Задолго до премьеры фильма, снятого на другом языке, проект попадает в студию дубляжа для того, чтобы специалисты адаптировали кино для своей страны. Это касается как надписей и графических элементов вроде титров, так и звуковой дорожки. Дубляж не стоит путать с закадровым переводом. Если закадровый перевод — это попросту речевая дорожка, наложенная на исходную, то дубляж — полноценное переозвучивание речи.

Дубляж отнимает много времени, ведь актерам нужно не просто кое-как прочитать текст под видео, а вжиться в роль и отыграть все эмоции так, словно они сами были на съемочной площадке. Закадровый перевод стоит гораздо дешевле, но при просмотре у зрителей возникнут определенные проблемы: они будут слышать исходную (например, английскую) речь, громкость которой просто немного уменьшат.

ADR (или речевое озвучание)

Если с первыми двумя пунктами все более-менее понятно, то ADR обычно ставит людей в тупик. Automated Dialogue Replacement — это технология перезаписи голоса, при которой актер воспроизводит свое же исполнение на съемочной площадке в студийных условиях. Причин для того, чтобы это сделать, несколько:

  • Шумная съемочная площадка

Если вы когда-нибудь были на настоящей съемочной площадке фильма, то наверняка слышали характерный гул генераторов, необходимых для работы. Конечно, «почистить» дорожку можно на стадии постпроизводства, однако что делать, если это полнометражный фильм? Во-первых, аудиотреков будет уже точно больше одного, то есть только чистка дорожек увеличит расходы. Во-вторых, соотношение полезного сигнала к шуму может быть совсем не на стороне нужного вам звука. В таком случае «вычистить» дорожку не получится.

Если генераторов поблизости нет, и вы снимаете, например, веб-сериал или скетчи, то вы все еще не застрахованы от случаев, когда запись может быть испорчена: проезжающий мимо автомобиль может посигналить, а сосед сверху начать сверлить. Актеры, конечно, могут сделать вид, что ничего не происходит, но микрофон, к сожалению, запишет все без исключения.

  • Вам нужно улучшить актерскую игру

Безусловно, хорошая актерская игра оценивается в первую очередь по картинке, но на деле важно еще то, как актер произнес тот или иной отрывок. Фраза, которая понравилась вам на съемочной площадке, может плохо звучать в контексте смонтированного видеоролика. Здесь также на помощь придет речевое переозвучивание: актер в буквальном смысле может улучшить свою игру, перезаписав свою речь.

Adult Swim/YouTube
  • В проекте будет звучать «не свой» голос актера

Такое тоже бывает. Некоторым режиссерам по каким-то причинам не подходит родной голос актера, поэтому на постпроизводстве его персонажа переозвучивает другой человек. Довольно известный пример — персонаж Виктора Сухорукова Витя Багров (фильмы «Брат» и «Брат-2»), который говорит голосом актера Алексея Полуяна.

  • Вы работаете с анимацией

Если ваши персонажи говорят, то вполне логично, что им нужно обрести голос. Процесс озвучания анимационных персонажей тоже называется ADR.

MakingOf/YouTube
  • Вы допустили ошибку

Создание фильма или видеоролика — довольно ответственная работа, поэтому процент ошибок очень низок, но иногда они все же случаются. Если вам очень понравился дубль, где актер отлично отыграл сцену, но при этом с точки зрения текста или произношения есть дефекты, — обратитесь к ADR.

Как записать ADR?

Вам точно понадобится рабочая станция — компьютер с программой для записи звука, микрофона и актера. Кроме этого, нужно обзавестись вторым дисплеем, на который будет выведен видеоряд. На видео актер увидит персонажа, которого ему предстоит озвучить. Задача актера — «попадать» в губы героя. Однако не стоит сразу заглушать черновую запись со съемочной площадки. Некоторым актерам удобнее ориентироваться не на визуальную составляющую, а на аудио, сверяясь с темпо-ритмом исходной речевой дорожки.

В чем секрет записи хорошего ADR?

Единой формулы успеха здесь нет, но специалисты, занимающиеся перезаписью, всегда придают большое значение общению с актером. Важно не просто поставить перед ним микрофон и дисплей, всучив листок с текстом и наушники, а создать определенную рабочую атмосферу. Тогда актер сможет исполнить дубли максимально искренне.

Павел Новиков

0 комментариев
2
Еще статьи на эту тему
0 комментариев