• En
    Тренды

    Белль Дельфин и невыносимая легкость современной интернет-культуры

    Интернет-сообществу достаточно порой даже незатейливых инфоповодов для того, чтобы обсуждать их неделями и создавать на их основе сколько угодно «произведений народного творчества». Один мем может по несколько месяцев «развиваться», изменяясь порой до неузнаваемости. А видео «Реакция кого угодно на просмотр чего угодно» может несколько дней висеть в трендах YouTube. Значит ли это, что интернет-культуре не хватает фантазии и ей никогда не встать в один ряд даже с массовой культурой, за которую отвечают профессионалы продакшна?

    Еще совсем недавно весь интернет обсуждал новый мерч от Belle Delphine — интернет знаменитости, Instagram-блогерши, косплеерши и стримерши. Девушка начала продавать в своем Instagram-аккаунте (4,2 миллиона подписчиков) баночки с водой, в которой она мылась. По 30 долларов каждую. Несмотря на то, что большинство просто посмеялось над бизнес-проектом Belle Delphine, в первые же пару дней она продала все заготовленные баночки с водой.

    Но 19-летняя предпринимательница не остановилась на достигнутом — она решила продать целый контейнер с водой, в которой мылась за 10 тысяч долларов. Инстаграм-блогерша пообещала, что это был последний раз. 

    В интервью The Guardian Belle Delphine рассказала о том, как эта идея пришла ей в голову:

    «В комментариях к моим фото некоторые люди писали, что пили бы воду, в которой я мылась. И однажды я думала, что бы еще можно было сделать, и мне в голову пришла эта идея. Что если я и в самом деле буду упаковывать и продавать воду из своей ванной?».

    Это далеко не первая выходка Instagram-модели. До этого она создала аккаунт на PornHub, куда выложила явно не те видео, которые ожидали увидеть фанаты. Каждый из роликов строится на метафорах различных жанров порнографии. 

    В то время как одни считают выходки модели глупостью, другие видят в них изящный троллинг на грани акционизма. В конце концов, когда-то это называлось искусством. В середине прошлого века итальянский художник Пьеро Мандзони подготовил 90 пронумерованных банок, в которые запаковал свои фекалии. На банках, содержимое которых весило ровно 30 граммов, он написал «100% натуральное дерьмо художника». Стоила такая баночка как 30 граммов золота. Произведение концептуального искусства, которое так и вошло в историю под названием «Дерьмо художника». Со временем оно значительно увеличилось в цене и в 2007 году ушло с молотка в «Сотбис» за 124 тысячи евро. Почему мы вспомнили эту историю? Потому что Belle Delphine не первая сделала что-то подобное. Почему это важно? Скоро все проясним.

    Jens Cederskjold/ Wikimedia Commons

    Этот кейс интересен не сам по себе (хотя и сам по себе тоже, иначе его описание не было бы таким подробным), а то, что случилось после. Логично, что акция Belle Delphine вызвала хайп в интернете, и на этой волне многие решили хайпануть сами. Instagram и YouTube блогеры покупали воду, чтобы снимать видео о том, как они ее пьют, готовят на ней и даже заправляют ею вейпы. Один из них даже признался в том, что не является фанатом модели, а воду заказал для того, чтобы раскрутить свой канал на популярной теме. 

    Вот тут мы и приходим к мысли о том, что современная интернет-культура склонна к пережевыванию и перевариванию себя самой. Лишь малая ее часть дает новый контент — большая в лучшем случае переосмысляет, а в худшем — просто повторяет уже существующий. Подтверждений этому масса. Тут и обзоры на YouTube-каналы, выпуски новостей из соцсетей, конструкторы мемов, флешмобы в духе открывания бутылки с ноги, YouTube-формат «10 часов смотрю…» и так далее. Последний пример кажется особенно абсурдным. Однако, например, блогер Sam Jones, на канале которого на момент написания заметки было 423 тысячи подписчиков признался, что перепробовал все популярные YouTube-форматы, прежде чем его канал прославился как раз благодаря этим 10-часовым роликам. Первым видео, привлекшим зрителей на его канал, стало «Смотрю полное видео режу воду 10 часов». Думаю, вы помните этот занятный мем про то, как кто-то режет ножницами воду из-под крана.

    Так почему же так происходит и нормально ли это? Или это можно считать показателем несостоятельности интернет-культуры как таковой, ее неспособности развиваться, а лишь паразитировать на минимальном количестве оригинального контента, даже не всегда переосмысляя и перерабатывая его? Возьмем на себя смелость заявить, что это абсолютно нормально и так было всегда. Рассмотрим одну из самых академичных вещей, которые только можно себе представить — классическая живопись. Художников было не так уж мало, но большинство из них занималось тем, что копировало стиль мастеров или просто делало копии с известных картин. И те немногие, творчество которых мы изучаем на уроках МХК и картины которых сегодня висят в музеях, и были производителями оригинального контента. Не говоря уже о том, что сегодня искусствоведы все чаще задаются вопросом, а действительно ли картина принадлежит кисти того или иного художника или большую часть работы сделали за него ученики. 

    Одна параллель может быть совпадением или натягиванием совы на глобус, скажете вы или будете абсолютно правы, поэтому идем дальше. Книги, кино, театр и прочие форматы сторителлинга… Еще древние греки обратили внимание на ограниченное количество возможных сюжетов. А французский театровед XIX века Жорж Польти посчитал их и пришел к выводу, что всего драматических сюжетов может быть 36. Вот мы и подошли вплотную к выводу, который уже принято считать прописной истиной: ничего нового придумать невозможно.

    Но, возвращаясь к интернет-культуре, разве не свидетельствует о ее неспособности к развитию то, что она переваривает сама себя настолько очевидно? Разве все эти видео про то, как люди смотрят видео и реагируют на них не свидетельствует о кризисе контента? И снова нет. Во-первых, это говорит о ее цельности, связности и логичности развития. Тут разобраться поможет лингвистика: понятный текст невозможен без верного баланса между так называемым «данным» и «новым» в предложениях. Без «данного», того, что читатель уже знает, просто не имеет смысла рассказывать что-то «новое», потому что без контекста оно будет просто непонятно.

    Так и в интернете, есть «данное» — например, видео Конора Макгрегора, где он открывает бутылку ногой, а есть «новое» — видео, на котором бутылку с водой открывают бульдозером. Это забавно и само по себе, но, признайте, что в контексте начинает играть другими красками. То есть за счет «переваривания» себя интернет-культура развивается, движется вперед.  Во-вторых, главная цель интернет-культуры — развлекать. А это значит, что контент должен быть простым и понятным. А как еще сделать его простым и понятным, как не с помощью того, что пользователь уже и так знает и что не придется ему объяснять. Отсюда и спрос на эти форматы. 

    WatchMojo.com / YouTube

    Получается, что интернету вовсе не нужно, чтобы все были как Белль Дельфин и создавали уникальные и экстравагантные инфоповоды. Напротив, достаточно ее одной — все остальное интернет-сообщество сделает само. И возможно, в каких-то мемах, который будут актуальны через пару лет, мемологи найдут отголоски именно этого кейса.

    Дарья Федоринова

    0 комментариев
    Отменить
    Еще статьи на эту тему

    Мы и наши партнеры используем файлы cookie на нашем сайте для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.