Мы живем в «Матрице». Ученый из MIT доказывает, почему (но это не точно)
Ученый из MIT Ризван Вирк написал книгу The Simulation Hypothesis, в которой он утверждает, что мы можем жить в некоем подобии видеоигры. В представлении автора человечество существует в огромной Симуляции, похожей на мир из фильма «Матрица». Screenlifer поговорил с ученым и выяснил, какие последствия существования в такой реальности нас ждут (если это окажется правдой).
Каждый геймер хотя бы раз мечтал оказаться во вселенной любимой игры и примерить роль протагониста на себя. Похоже, для этих людей есть хорошие новости: мы и так уже находимся в симулированной реальности, а наш мир гораздо сложнее и детализированнее, чем Скайрим или Азерот. В своей книге (пока она доступна только на английском языке) Ризван Вирк аргументированно ставит под сомнение существование физической реальности, предполагая, что человечество на самом деле живет в очень масштабном и сложном подобии видеоигры — Великой Симуляции. Произведение ничего не утверждает наверняка, однако ведет читателя по запутанным тропам Симуляции и предлагает подвергнуть сомнению устоявшееся мнение о том, что окружающий мир — физический.
Вот как писатель описал концепцию в интервью изданию Vox:
«Гипотеза симуляции — современный эквивалент идеи, бывшей на слуху уже довольно давно. Идея заключается в том, что физический мир, в котором мы живем, включая Землю и остальную часть физической Вселенной, на самом деле — компьютерная симуляция. Представьте себе высококачественную или высокоточную видеоигру, в которой мы все — персонажи. Наилучший способ понять концепт — вспомнить фильм «Матрица», который многие люди видели, а даже если нет, картина в любом случае стала культурным феноменом, выходящим далеко за пределы киноиндустрии».
В лучших традициях солипсизма «Гипотеза симуляции» рисует наш мир чрезвычайно сложной игрой, разработанной более развитым обществом или разумом. Вирк говорит, что в столь тонких метафизических материях ни о чем нельзя говорить наверняка. Однако ученый думает, что человечество существует скорее в симуляции, чем в той версии физического мира, которую большинство считает общепринятой.
Писатель отмечает, что в наше время компьютерные технологии развиваются с астрономической скоростью. Еще 50 лет назад, на заре IT-эры, никто бы и представить себе не мог, что разработчики смогут создавать такие сложные игры, как World of Warcraft или Fortnite. Однако сейчас подобные продукты никого не удивляют и появляются на рынке чуть ли не каждый день.
Это означает, что есть очень большая вероятность существования общества, куда более подкованного в технологическом плане, чем наше. В то время, как у нас компьютерная индустрия — относительно новая сфера, у какой-нибудь другой цивилизации процесс развития IT мог продолжаться столетиями, если не тысячелетиями, позволяя воспроизводить миры, подобные нашему, в виртуальном пространстве.
Ризван выделяет десять стадий прогресса на пути к созданию Великой Симуляции. И по его словам, человечество сейчас находится на пятом уровне — уровне дополненной реальности. Следующая ступень предполагает, что для рендеринга VR нам не будут требоваться дополнительные девайсы, ну а дальше — почти финишная прямая к созданию нашей собственной симуляции. Вирк считает, что мы дойдем до нее примерно через 100 лет.
Вы считаете, что человечеству потребуется около 100 лет, чтобы достигнуть уровня развития техники для создания симуляции, похожей на нашу. Это значит, что мы могли бы сконструировать «матрицу в матрице». Есть ли вероятность, что симуляция, в которой мы находимся сейчас, тоже построена внутри другой симуляции?
Да, есть большая вероятность того, что наша симуляция работает внутри другой. С нашей перспективы мы можем рассматривать это как разные «уровни» реальности. Впрочем, на одном из них должна существовать какая-то «исходная реальность», которая может быть как полностью физическим миром, так и миром чистого разума, способного произвести на свет смоделированных существ и смоделированный мир. И мы можем достичь такого же уровня через 100 лет или около того. Но вполне вероятно, что какая-то из цивилизаций в галактике, похожей на нашу, уже туда добиралась! Не забывайте, что у нее могли быть компьютеры уже на протяжении 1000 лет или даже больше, тогда как мы развиваем компьютеры и симулированные миры только 50 лет.
А что, если кто-нибудь, как в «Матрице», захочет принять красную таблетку и попытаться выйти за ее пределы? Повлияет ли это только на новоиспеченного Нео или на окружающих в том числе?
В «Матрице» это было индивидуальным решением каждого человека. Я верю, что в нашей симуляции это происходит примерно так же. Примечательно, что в фильме выбор между красной и синей таблеткой Нео предоставил Морфеус, чье имя образовано от имени греческого бога снов Морфея. Возможно, многие религиозные образы пришли «извне» Симуляции и демонстрировали, что имеется и реальность за пределами физической. Мне кажется, что остальные люди могут продолжать функционировать в симуляции, если кто-то ее покинет. Но мы, конечно, не можем знать наверняка.
А что заставляет тех, кто пришел «извне», остаться здесь? Получается, они не могут вернуться назад или просто предпочитают нашу симуляцию вместо своей?
Хороший вопрос. Конечно, знать ответ наверняка невозможно, но у меня есть догадка. Эти люди могут быть неким подобием «суперигроков» или «главами гильдий», как у нас в видеоиграх — профессиональные игроки, помогающие людям, у которых не так много опыта. Я полагаю, их решение остаться зависит от того, знали ли они, какую роль на себя берут или обнаружили это только после того, как начали «играть» в нашей симуляции.