• En
    Тренды

    Новая реальность — как голограммы, дополненная реальность и VR применяются в музеях

    Сериал «Черное зеркало» впервые вышел на экраны в 2011 году, и за 8 лет своего существования смог предсказать много изменений в социальной жизни людей. Один из сбывшихся прогнозов — внедрение голограмм, а также технологий виртуальной и дополненной реальности в повседневные процессы. Рассказываем, как цифровые аватары и их производные живут в музеях, а иногда даже заменяют экспонаты.

    Обычный вечер пятницы. Встречаюсь с друзьями после их свадебного путешествия, готовлюсь услышать кучу историй из поездки — таких и правда много, но одна меня особенно потрясает. Будучи в Монте-Карло, молодожены заглянули в местный Океанологический музей. В нем было много всего интересного, но среди прочего — экскурсовод-голограмма. По словам ребят, голограмма провела им полноценную экскурсию по музею, полностью заменив гида.

    «Как так?!» — думаю я, отправляюсь в Google и нахожу удивительную статью Wired. Ее суть описана в заголовке-прогнозе: «Будущее музеев — за голограммами, и вот почему». Во-первых, подобная технология расширяет возможности взаимодействия с посетителями: в качестве экскурсоводов могут выступать не только, например, искусствоведы, но и те, о ком они обычно рассказывают. В частности, в материале описывается работа над экспозицией Музея моря, воздуха и космоса «Интерпид», в ходе которой первая женщина-афроамериканка, побывавшая в космосе, Мэй Кэрол Джемисон, записала рассказ для ежегодного дня музеев. Для этого потребовалось 106 камер для захвата движения, установленных одновременно в нескольких точках. Голограмму увидят посетители музея, когда наденут шлем дополненной реальности компании Microsoft HoloLens. 

    Microsoft / YouTube

    До этого фонд Knight Foundation, исследующий разработки на стыке искусства и новых технологий, выделил 1 миллион долларов на внедрение новых технологий в музейные проекты — и у них есть внушительные результаты. Например, под шефством фонда кураторы Музея современного искусства Сан-Франциско пригласили к сотрудничеству дизайн-агентство, чтобы создать галерею дополненной реальности с работами Рене Магритта. А Национальный музей естественной истории в Вашингтоне предложил посетителям выставки «Кожа и Кости» оживить экспонаты с помощью специального приложения, доступного для мобильных устройств. Но то, что музеи умеют обращаться с дополненной реальностью, — признанный факт — даже в Москве недавно появилась виртуальная Галерея искусства Generative Gallery, инициированная студией radugadesign. Но что по поводу голограмм?

    За производство анатомически точных голограмм, в первую очередь, отвечает Microsoft. В Сан-Франциско у компании есть специальная Mixed Reality Capture Studio — студия для создания голограмм. Здесь и была сделана цифровая Мэй Кэрол Джемисон. RGB- и инфракрасные камеры снимают сцены в режиме 360 градусов, чтобы превратить их в ожившие 3D-рендеры. Здесь же для Лондонского музея естествознания был записан «закулисный» тур, который вела голограмма телеведущего Дэвида Аттенборо: он встречал посетителей, делился историями о сборе экспонатов и байками из жизни работников музея. 

    Colossus Productions / YouTube

    Но Microsoft не монополисты на этом рынке. Еще одна компания, специализирующаяся на поставках дополненной реальности в музеи, — Google. В 2017 году они показали AR-платформу Tango, разработанную вместе со специалистами Детройтского института искусств. Посетители их выставки получали смартфоны, сопряженные с Tango, благодаря чему видели скелеты, которые скрываются в саркофагах. А команда Музея искусств Перес в Майами продемонстрировала способности набора дополненной реальности Apple, с помощью которой в неожиданных местах музея выстраивались удивительные объекты. Другой разработчик — Intel — вместе со Смитсоновским музеем американского искусства сделал так, чтобы выставку Renwich Gallery можно было увидеть в любом месте мира через Snapchat.

    Но я живу в России и пока не планирую получать американскую визу — значит ли это, что музейные голограммы так и останутся для меня на другом полушарии? Оказывается, нет. В России голограммы-экскурсоводы тоже есть — и это не нелепая копия, а голограммы здорового человека. Первые сообщения о внедрении технологий дополненной реальности в российские музеи появились в прессе в 2017 году. Тогда технологии внедрили в краеведческие музеи от Костромы до Ярославля, чтобы привлечь внимание к регионам. Но все же в репортажах под заголовками вроде «В музеях России начали проводить экскурсии голограммы и роботы» показывали больше роботов, чем голограмм.

    Однако вскоре Россия собралась, и московский Политехнический музей основательно взялся за развитие и внедрение голограмм. Кажется, так восторжествовала справедливость, ведь изначально отражающие голограммы, распространенные сегодня, в 1962 году изобрел советский физик Юрий Николаевич Денисюк

    Итак, Политех не просто открыл экспозицию с голограммами, но и запустил программу, в рамках которой можно научиться создавать трехмерные проекции. Речь — о лаборатории голографии в павильоне №26 на ВДНХ. В ней могли заниматься дети старше 9 лет, их родители и взрослые. Сейчас проект на каникулах, но есть ощущение, что благодаря его выпускникам мы увидим еще много голограмм — и не только в музеях. Одна проблема — пока что это очень дорогое изобретение, но кто знает, возможно скоро получится придумать, как его удешевить.

    Обложка: посетители на выставке Becoming Jane, National Geographic Museum. Фото — Rebecca Hale/National Geographic.


    Анастасия Тиханович

    0 комментариев
    Отменить
    Еще статьи на эту тему

    Мы и наши партнеры используем файлы cookie на нашем сайте для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.