• En
    Школа

    Как снять кино на смартфон: 9 базовых правил

    На мобильный снимали Стивен Содерберг, Зак Снайдер и Мишель Гондри. По всему миру регулярно проводятся кинофестивали мобильного кино. Так что мы решили рассказать об основных правилах мобильной съемки — кто знает, может, новый блокбастер с минимальным бюджетом снимете именно вы.

    Выберите подходящий телефон

    Говоря о мобильном телефоне в контексте видеосъемки, можно выделить несколько вещей, на которые стоит обратить внимание. Главный параметр — качество камеры. Хорошими значениями считаются 8-40 мегапикселей, плюс возможность записи видео в 4k. Во вторую очередь стоит обращать внимание на емкость аккумулятора и встроенную память. Совет простой — чем они больше, тем лучше. 

    Вот несколько моделей телефонов, подходящих для мобильной съемки прямо сейчас: 

    • Apple iPhone XS/XS Max/XR (60 000 — 130 000 рублей)
    • Google Pixel 3XL (50 000 рублей)
    • Samsung Galaxy S9+/S10+/Note 9 (50 000 — 100 000 рублей)
    • Huawei Mate 20 Pro (45 000 рублей)
    Andy To/ YouTube

    Купите внешнее приложение

    У встроенных приложений в телефонах часто нет нужных функций, хоть и они адаптированы для любительской съемки. Например, в «родных» программах нельзя зафиксировать фокус и экспозицию. Но это очень важно при съемке, иначе нужный объект будет постоянно «замыливаться», а экспозиция — меняться, нарушая кадр. Как раз это и позволяют контролировать внешние приложения. 

    Несколько приложений, подходящих для съемки: 

    • FiLMiC Pro (1150 рублей для iOS и 990 рублей для Android)
    • MAVIS (условно-бесплатно для iOS)
    • Cinema FV-5 Pro (90 рублей для Android)
    • ProShot (379 рублей для iOS, 269 рублей для Android и 3,99$ для Windows Mobile)
    Eddy Pee/ YouTube

    «Я думаю, что будущее за мобильным кино. Любой, кто увидит мой фильм “Не в себе”, не зная предысторию производства, даже не догадается, что его сняли на iPhone».


    Стивен Содерберг, режиссер фильма «Не в себе» 

    Используйте аксессуары

    Штатив

    Для качественной мобильной съемки вам могут понадобиться дополнительные аксессуары. Начать стоит со штатива. Многие считают, что он нужен только для съемки статичных кадров, но это не так. С этим аксессуаром можно сымитировать съемки на слайдер и даже кран. 

    Manfrotto Imagine More/ YouTube

    Стабилизатор

    Если у вас есть бюджет, обязательно обзаведитесь стабилизатором. Это спасет от тряски кадра и необходимости выравнивать композицию на постпродакшене. Отлично подойдут приборы вроде DJI Osmo Mobile. Конечно, лучше выбирать механические стабилизаторы (например, Zhiyun Smooth Q), но это требует бюджета.

    EMT/ YouTube

    Линзы

    Хорошо бы купить несколько линз для смартфона. Универсальный набор: широкоугольный, теле-, макро- и fisheye-объективы. Их можно закрепить на камере прищепкой или использовать со специальным чехлом. Второй вариант значительно надежнее.

    Rah Sharma/ YouTube

    «Мы живем в эпоху, когда iPhone превращается в кинокамеру. Как человек, который особенно заинтересован в наставничестве молодых кинематографистов, я думаю, что факт разрушения технологических барьеров между молодежью и реализацией их замыслов с помощью таких удивительных продуктов, как iPhone, — это отлично».


    Зак Снайдер, режиссер фильма «Снег, пар, железо» 

    Держите правильное положение тела

    Важно держать телефон так, чтобы не заваливался горизонт, и двигаться, избегая тряски камеры. Взяв телефон в руки, зафиксируйте кисти и не двигайте ими. При съемке движения двигайтесь сами — всем телом. На первых порах это заменит стабилизатор. Для съемки важно подобрать удобную обувь и одежду. Ничего не должно мешать концентрироваться на кино.

    Jeven Dovey/ YouTube

    Не забывайте о свете

    Расстановка источников света влияет на кадр не меньше техники. В материале «Как работать с хромакеем: 7 полезных советов» мы показывали схему того, как правильно выставить свет. Следуйте базовым правилам по расставлению света на съемочной площадке и используйте три источника света: рисующий, заполняющий и контровой. Рисующий добавит объема за счет создания теней, заполняющий их смягчит, а контровой создаст световой контур снимаемого объекта и отделит от фона. При этом не забывайте экспериментировать во благо художественного замысла.

    Aputure/ YouTube

    «Для одной сцены мне нужно было имитировать съемки с операторской тележки. Я это сделал с помощью велосипеда: держал руль левой рукой, а в правой был телефон. На него я и снимал. Так я и ездил вокруг актеров на велосипеде и снимал. Кадры получились очень плавными». 


    Син Бэкер, режиссер фильма «Мандарин» 

    …и настройках камеры

    Помните о базовых правилах съёмки. Правильное выставление баланса белого, выдержки, ISO и других параметров, — все это работает и в мобильном кино. Профессионалы рекомендуют всегда снимать с разрешением выше, чем вам нужно. Это позволит без проблем добавлять крупные планы и срезать ненужные детали на стадии монтажа.

    Zach Ramelan/ YouTube

    А композиция?

    Композиция — это расположение объектов в кадре. Правильно выстроить композицию нужно и при съемке на телефон. От композиции зависит то, как зритель будет воспринимать ваш фильм и на чем он будет концентрироваться. 

    Если вы не знакомы с правилом третей, правилом золотого сечения и другими основами теории киносъемки — потратьте несколько вечеров на их изучение. Это кардинально повлияет на ваше восприятие кинематографа в целом.

    Ryan Camp/ YouTube

    Записывайте звук на внешний микрофон

    Несмотря на неплохое качество встроенных микрофонов, его не хватает для профессиональной съемки. Для кино лучше приобрести внешний микрофон. Это уберет лишние шумы и позволит сосредоточиться на источнике звука в кадре. Обратите внимание на устройства Rode iXY, Rode VideoMic Me, Rode smartLav+, Zoom iQ7, Shure MV88.

    Согласен с этим и канадец Арис Тирос, участник Международного фестиваля мобильного кино от Москино в 2019 году:

    «Мне нравится мобильное кино из-за его доступности. Сейчас у всех есть смартфон. Вам нужно лишь знать основы съемки, после чего можете начать воплощать свои идеи в жизнь. Главным совет от меня – всегда записывайте звук отдельно».


    Арис Тирос, режиссер фильма «Как я стал убийцей в кино»

    Монтаж и цветокоррекция

    Когда фильм снят, отдельные видео необходимо собрать в одно, выбрав подходящую длительность для каждого. Цветокоррекция позволит создать единую концепцию, так что ни один из кадров не будет выбиваться. Возможно, вы также захотите добавить музыку к вашему видео.

    Постпроизводство — это отдельная тема, но для начала можно обратиться к программам, в которых можно смонтировать снятые кадры в готовое кино прямо на телефоне: 

    • LumaFusion (1490 рублей)
    • iMovie (бесплатно на iOS)
    • KineMaster (бесплатное скачивание и пробная версия, подписка на месяц со всеми инструментами стоит 349 рублей)
    • Adobe Premiere Rush (скачать и и попробовать приложение можно бесплатно, но полноценный функционал доступен по подписке за 749 рублей в месяц)
    RobHK Vlogs/ YouTube
    Обложка: Shutterstock

    Павел Новиков

    0 комментариев
    Отменить
    Еще статьи на эту тему

    Мы и наши партнеры используем файлы cookie на нашем сайте для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Продолжая просмотр страниц сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения можно посмотреть в Политике конфиденциальности.