От Эйзенштейна до screenlife: desktop-перформанс
На Московском международном фестивале экспериментального кино MIEFF видеоэссеист Кевин Б. Ли рассказал о том, что общего у монтажных приемов Сергея Эйзенштейна и социальных сетей. Screenlifer делится самыми важными мыслями из лекции.
Сергей Эйзенштейн — советский режиссер, основоположник теории монтажа, один из самых влиятельных деятелей кинематографа. В свое время он выделил пять видов монтажа:
- Метрический — техническое, линейное соединение кадров один за одним.
- Ритмический — соединение кадров, основанное на внутрикадровом движении. Пример: практически любой диалог в кино.
- Тональный — здесь за основу берется художественное содержание кадра. Главная цель — наиболее ярко отразить эмоции сцены.
- Обертонный — синтез метрического, ритмического и тонального монтажа. Основы закладываются еще до съемок — на этапе сценария.
- Интеллектуальный — суть этого метода выражается в формуле: 1+1=3. При соединении двух кадров появляется третье значение. Другое название — «Эффект Кулешова».
В зависимости от того, какой кадр идет следом за крупным планом актера, меняется наше восприятие его эмоций. Можно проследить за усложнением монтажной техники: от последовательного соединения до художественного сопоставления.
Большой брат как предчувствие
В конце 20-х годов Сергей Эйзенштейн побывал в Голливуде, где у него появилось несколько ярких идей. Одна из них — снять фильм, действие которого происходит в стеклянном небоскребе. Мы видим абсолютно все, что происходит с его жильцами. Казалось бы, тотальная открытость и отсутствие тайн должны привести к более доверительным отношениям между людьми — гармонизировать мир. Но нет. Слежка всех за всеми порождает волну насилия, и дом разбивается.
Спустя много лет нереализованной идее фильма о стеклянном небоскребе режиссер Зои Белофф посвятит черно-белую короткометражку.
Вертикальная ориентация картины подчеркивает сходство концепции стеклянного дома с привычной нам новостной лентой Facebook. Да и эффект тот же: вышло много исследований о том, что соцсети заставляют нас постоянно сравнивать себя с другими и, как следствие, впадать в депрессию.
История, суть которой — сатира на капиталистическое общество (и это логично, ведь автор был искренним коммунистом), оказалась пророческой во время господства соцсетей и отсутствия личной жизни, то есть нашего времени.
Продолжение следует
Новогодняя франшиза «Ёлки» — пример осмысления современности на большом экране. Первый фильм вышел в 2010 году. Тогда основным способом общения был мобильный телефон. Зрителям кинотеатров впервые показали общение в Skype.
В качестве интермедии используется digital-карта России. Здесь мы видим, как устанавливаются связи между персонажами, что приводит к хэппи-энду и всеобщему единению.
Продюсер и идейный вдохновитель франшизы Тимур Бекмамбетов считает, что кино должно отражать современность. А одно из главных ее проявлений — технологии.
Следующим шагом стал малобюджетный screenlife-хоррор «Убрать из друзей». В идею не верил практически никто. Основной аргумент: зрители не будут за деньги смотреть на экран компьютера. Кассовые сборы ленты свидетельствуют об обратном.
Фильм «Убрать из друзей» не выглядит, как обычное кино. Тем не менее, здесь нашлось место и эйзенштейновскому метрическому монтажу: героиня пытается закрыть окно с видео, а оно всплывает снова и снова.
Есть даже внутрикадровый монтаж — конференс-колл в Skype. У всех участников кроме одного есть изображение — зритель сразу понимает, от кого исходит опасность.
Монтажные фокусы доступны нам и в реальной жизни. Можно собрать целый фильм, просто пролистывая ленту Instagram. Ведь фотографии, по сути, те же кадры.